ЦБ может ввести «период охлаждения» для подозрительных переводов

ЦБ может ввести «период охлаждения» для подозрительных переводов

0 15

Период двухдневный. Такой механизм позволить отозвать транзакцию в случае, если перевод был отправлен на счет мошенников

ЦБ может ввести «период охлаждения» для подозрительных переводов

Центробанк хочет ввести двухдневный «период охлаждения» для подозрительных транзакций. По новому механизму в эти сроки можно будет отозвать перевод, если он был сделан на мошеннический счет. Информация о выявленных дропперских картах и счетах, которые используются мошенниками для вывода денег, хранится в специальной базе регулятора. И каждый квартал ЦБ в специальном бюллетене рассылает информацию о подозрительных счетах всем кредитным организациям.

Теперь ЦБ предлагает обязать банк-плательщик на два дня приостанавливать зачисления на счет из «мошеннического» списка. А те банки, которые получили список, но не учли его и совершили перевод, должны будут вернуть украденные средства клиенту.

Как рассказал газете «Известия» директор департамента информационной безопасности Банка России Вадим Уваров, двухдневный «период охлаждения» не нарушит права добросовестных граждан, поскольку по закону перевод должен быть обработан в срок до трех рабочих дней. Идея хорошая, но вопросов к ней пока больше, чем ответов, говорит директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Иван Уклеин:

Иван Уклеин директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» «Предложение ЦБ понятно с точки зрения защиты прав пользователей, потребителей финансовых услуг, потому что достаточно распространенные ситуации, когда клиент одного банка по ошибке, например, указал неверный номер телефона или допустил опечатку, отправил деньги другому человеку. На практике доля возвратов денег в случаях ошибочных переводов очень низкая. На самом деле речь идет не только и не столько об опечатках, сколько, например, когда у человека мобильное приложение и финансовые услуги подключены не к его номеру телефона. Например, это случаи, когда сим-карта оформлена на других людей и у них в свою очередь есть доступ к мобильному приложению того или иного банка. И человек, совершая перевод на номер телефона, даже не подозревает, что на самом деле этот перевод дойдет совершенно другому человеку. Сегодня эти средства можно вернуть, только если одновременно вам попадется клиентоориентированный банк, при этом на той стороне окажется порядочный человек, который вернет деньги добровольно и, скорее всего, обычным переводом. Если эта инициатива приведет к тому, что переводы сильно усложнятся, конечно, клиенты этому не обрадуются, если потребуются дополнительные подтверждения, проверки, звонки. Это задача на самом деле непростая, потому что, с одной стороны, никто не понимает, как это будет реализовано технически, а с другой стороны — все понимают, что это дополнительная нагрузка для банков, для того чтобы контролировать еще и эту сферу, кто кому отправляет переводы, даже на совсем небольшие суммы».

В апреле ЦБ для борьбы с мошенниками рекомендовал банкам временно ограничивать дистанционный доступ к счету при выявлении нетипичных операций клиентов. Если до этого переводы, которые шли на реквизиты дропперов, проверялись и приостанавливались только банком-отправителем, теперь такую проверку проводит и банк — получатель платежа.

Мошенники играют в кошки-мышки с регулятором. Поэтому подобные инициативы от ЦБ будут приниматься и принимаются регулярно, говорит генеральный директор аналитического агентства «БизнесДром» Павел Самиев:

Павел Самиев генеральный директор аналитического агентства «БизнесДром» «Сейчас сложно сказать, надо посмотреть, как это будет работать. Через обогащение базы данных ЦБ по сомнительным клиентам, наверное, через это и будет увеличиваться эффективность этой системы, чтобы туда не попадали добросовестные клиенты и добросовестные переводы. В сфере мошенничества со счетами, с несанкционированным доступом к клиентским деньгам всегда будут появляться новые инструменты, какие-то нюансы, которые придется потом учитывать. Это вечная борьба, как известно, оружия и брони, на любое новое оружие появляется новая защита, но потом происходит новый апгрейд, и нужно будет снова искать механизмы защиты. Но регулятор занимается тем, что отслеживает и прорабатывает эти механизмы для того, чтобы обеспечить большую защиту. Все-таки надо признать, что успехи в борьбе с мошенничеством в сфере доступа к клиентским деньгам, к банковским счетам есть, и доля в общем объеме операций, которые относятся к мошенническим операциям, снизилась. ЦБ действительно на правильном пути, 100-процентной защиты невозможно добиться, но тем не менее прогресс есть, нельзя его не отметить».

Одним из самых эффективных способов кражи денег у граждан считается телефонное мошенничество. Одна из последних схем, когда звонки якобы от сотрудников банков, которые сообщают о дефиците наличных, в том числе валюты. Под этим предлогом они предлагают перевести деньги с карты или банковского счета на некий «специальный счет», с которого потом человек якобы сможет беспрепятственно снять средства.

В 2021 году Банк России заблокировал 179 тысяч мобильных номеров, которые мошенники использовали для хищения денег у граждан. Это почти в семь раз больше, чем годом ранее.

Источник

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Оставить комментарий