«Известия»: россиянам могут позволить согласовывать банковские операции с доверенными лицами

«Известия»: россиянам могут позволить согласовывать банковские операции с доверенными лицами

0 6

Такой законопроект подготовила Госдума. Авторы полагают, что это поможет предотвратить случаи телефонного и интернет-мошенничества. Законопроект уже направили на согласование в Центробанк

«Известия»: россиянам могут позволить согласовывать банковские операции с доверенными лицами

Депутаты придумали новый способ борьбы с телефонными и интернет-мошенниками. Россиянам хотят предложить согласовывать свои банковские операции с родственниками и другими доверенными лицами, пишет газета «Известия». Разработчики законопроекта считают, что, если при переводе средств на неизвестный номер нужно будет согласие еще одного человека, это поможет предотвратить потерю крупной суммы.

Новые нормы предполагают право граждан обращаться в банки с заявлением о том, что они готовы поручить доверенным лицам право соглашаться с операциями по счету или блокировать их. Соответствующий законопроект уже направлен на согласование в Центробанк, на словах ЦБ поддержал, говорит автор проекта, депутат Госдумы от «Единой России» Наталья Костенко:

— Он [клиент] может подключить такую услугу и установить лимит. Например, у меня пенсия 30 тысяч рублей, если я перевожу больше 30 тысяч рублей, то моему доверенному лицу автоматически приходит сообщение о том, что я совершаю такую сделку. Клиент может указать своим доверенным лицом любого человека, это могут быть и родственники, и просто знакомые, и даже, наверное, представители органов опеки, если он находится под опекой. В этот момент человек звонит ему и спрашивает: для каких целей? Если человек рассказывает, что он взаимодействует с какими-то мошенниками, то есть возможность вернуть деньги, которые он уже перечислил этим мошенникам. Банки предупреждают, что если вы перечислили деньги, то не могут их вернуть. В этой ситуации такие деньги будут подвисать, банк сможет их вернуть на счет клиенту. Часто люди, которые попадают к мошенникам, никого не оповещают. У меня есть знакомый, высокопоставленный сотрудник правоохранительных органов, его маму обманули, потому что она не подумала никому позвонить в этот момент, а сотрудники банка не могут задавать эти вопросы. Такая услуга будет совершенно добровольная, если человек в себе сомневается или боится попасть к мошенникам, он, конечно же, воспользуется этой услугой. Если он в себе уверен, то никто его не заставит этой услугой пользоваться.

— То есть речь идет именно о пожилых родственниках?

— Нет, любой человек может воспользоваться такой услугой, но мы ориентировались в первую очередь на престарелых граждан, которые чаще всего становятся жертвами мошенников. Но это могут быть, например, дети, студенты, которым родители пересылают деньги, чтобы они тоже не попались. Сейчас это рекомендация, если банк захочет такое сделать, он сделает, если не захочет, не сделает. По российскому закону банки должны будут предусмотреть такую услугу, но платная или бесплатная, это будет определять сама кредитная организация. Кто-то установит лимит 10 тысяч рублей, а кто-то миллион рублей, у каждого свое финансовое положение.

— Когда планируется к рассмотрению законопроект?

— Мы отправили в Центробанк на согласование данную инициативу, пока предварительно получили поддержку. После того как получим официальный отзыв ЦБ, мы внесем инициативу в Государственную думу.

О рекордной сумме хищения у одного клиента в 2020 году писало РБК. У 54-летней женщины мошенники украли 400 млн рублей. Название банка не упоминается. Сначала злоумышленники вели с ней телефонную беседу от имени работников банка, клиентом которого она является, а затем — сотрудников ФСБ. Такой закон будет способствовать уменьшению случаев мошенничества, и банки пойдут на это охотнее, если это будет платной услугой, говорит директор юридического департамента и внутреннего контроля «Банки.ру» Мария Князева:

Мария Князева директор юридического департамента и внутреннего контроля «Банки.ру»«Данная инициатива позволила бы сократить мошеннические действия в отношении граждан при проведении операций по счетам, особенно с большими суммами. Можно говорить о том, что был бы двойной контроль. Иногда мошенники звонят в неподходящее время, но и клиенту, и родственникам могут позвонить в неподходящее время, [мошеннические действия] все-таки меньше реализуемы, чем если только звонить клиенту. При этом считаю необходимым предусмотреть в законопроекте возможность гражданина отказаться от опции, например, в случае, если существует конфликт с родственниками. Возможно, данная услуга будет и платной для клиента, за защиту от мошенников банк может брать соответствующую комиссию».

По данным Банка России, только в первом полугодии прошлого года в результате действий мошенников у граждан было похищено свыше 4 млрд рублей. Причем в 2020 году мошенники украли у банковских клиентов на 70% больше, чем в 2019-м. Однако самым популярным каналом, где злоумышленники находили своих жертв, стали объявления о продаже товаров и услуг в соцсетях и несуществующих интернет-магазинах. Звонки от имени банка заняли второе место по распространенности, но первое по объему хищений.

Источник

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Оставить комментарий